О книге

В данной книге приведены все страны Азии с рассмотрением населяющих их народностей.

Приятного прочтения!

ИНДИЯ (Республика Индия)

в. до н. э.). Северная его ветвь дала в средние века письма деванагари (употребляется для хинди, маратхи и ряда других языков), бенгальское (для бенгальского и ассамского языков и санскрита), орья, гуджаратское, гур-мукхи (для языка панджаби). Южная ветвь дала письмо грантха, разновидностями которого являются четыре алфавита крупнейших дравидийских народов Южной Индии. Урду пользуется арабским алфавитом с некоторыми добавлениями.

Религия подавляющего большинства населения Индии (82,7 %) — индуизм. Он представлен в двух своих основных формах — вишнуизма и шиваизма. Индуисты составляют большинство во всех штатах, кроме Джамму и Кашмира и Нагаленда. Мусульмане составляют 11,2% всего населения. В основном они придерживаются суннизма ханифитского толка, но на Малабарском побережье имеются также последователи шафиитского толка. Около 1/10 индийских мусульман — шииты (живут главным образом в городах). Мусульмане образуют 2/3 населения Джамму и Кашмира, 1/4 населения — Ассама, 1/5 — Западной Бенгалии, 1/6 — Кералы. Христиан в стране — 2,6% (они образуют более 1/2 населения Нагаленда, 1/5 — Кералы; много их также в г. Мадрасе), сикхов — 1,9% (1/3 населения Пенджаба), буддистов — 0,7 % (сосредоточены в основном в Махараштре, а буддисты-ламаисты — в Кашмире и Сиккиме), джайнов — 0,5% (живут в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре). Парсы-зороастрийцы и иудаис-ты сконцентрированы главным образом в Бомбее. У некоторых горных народов сохраняются местные традиционные верования (культы предков, сил природы и др.).

За последние десятилетия относительная численность индуистов падает (с 85,0% в 1951 г. до 82,7% в 1971 г.), и наблюдается повышение доли всех религиозных меньшинств (в 1951 г. мусульман было 9,9%, христиан — 2,35, сикхов — 1,7, буддистов — 0,5 и джайнов — 0,45%). Отмеченные изменения в соотношении различных религиозных групп — результат различных темпов естественного прироста (наинизший — у индуистов, наивысший — у мусульман и буддистов).

Одним из догматов индуизма является деление общества на касты. Кастовая система еще недавно пронизывала все стороны жизни Индии. Принадлежность к касте часто определяла профессию человека, условия его жизни. До второй мировой войны в стране насчитывалось 3,5 тыс. каст, охватывавших 3/4 всего ее населения, причем к так называемым низшим, или неприкасаемым, кастам (их называют также хариджаны, что означает «дети бога») принадлежало до 85 млн. человек. Конституция Индийской Республики в законодательном порядке отменила кастовую дискриминацию и все виды кастового гнета. Однако влияние кастовой системы на общественную жизнь пока еще далеко не искоренено. С целью защиты интересов «неприкасаемых» и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня их жизни, в Индии введено понятие «зарегистрированные касты». По данным переписи населения 1971 г., эти касты насчитывали 80 млн. человек, или 14,6% всего населения. Почти половина всех представителей «зарегистрированных каст» живет в трех штатах — Уттар-Прадеш, Бихар и Западная Бенгалия.

Преодоление этнических, языковых и кастовых барьеров нанимает важное место в проводимых индийскими властями преобразованиях. Однако проблемы эти еще далеко не решены.

 

Оглавление